пятница, 10 июня 2011 г.

ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ ПОЛК (продолжение)



ПЕРЕЯСЛАВ

История основания Переяславской крепости таится в глубине веков[1]. Вначале этот древнерусский укрепленный град, был одним из мощных форпостов на южных границах края против набегов кочевников. Он основан в 993 г. князем Владимиром и назван в честь победы Яна Усмовича над печенежским великаном: “понеже отрок русский перея славу от печенегов”.
В летописях Переяслав упоминается во взаимосвязи со значительными военными событиями в начале X столетия, когда русичи под предводительством киевского князя Олега в 907 году заставили капитулировать столицу Византии Царьград. В “Повести временных лет” за 992 год говорится про разгром киевским князем Владимиром Святославовичем “на Трубеже у брода, где ныне Переяславль” половецких орд[2]. Про это видное событие упоминают и другие летописи.
Укрепленный град стоял на возвышении у междуречий Трубежа и его притоки Альты /Ильтицы/, которая протекала по заболоченной низине и создавала значительные природные преграды для врагов.
В ходе археологических исследований установлено, что укрепления Переяслава того времени включали в себя детинец – главную часть города где находилась резиденция князя и его воинской дружины, а также внешнего города, который возник около детинца[3]. Последний был обведен земляным валом длинною около 1200 м и высотой 10-12 м. По гребню вала стоял дубовый палисад. Земляной вал около внешнего города имел длину больше 2500 м. Между Трубежем и Альтой на расстоянии в 1000 м был прокопан ров, заполненый речной водой. В древнерусский Переяслав вело трое ворот: Княжьи, очевидно с северной стороны крепости, Епископские – от них начиналась дорога на юго-запад к Днепру, третьи – Кузнечные, находились с юго-восточной стороны[4].
Назначение одного из оборонных пунктов крепости имела и переяславская церковь Святого Андрея, построеная непосредственно возле выезда из города[5].
Во время татаро-монгольского нашествия в 1239 году Переяслав как и другие населенные пункты этого княжества, был дотла разрушен захватчиками. После разорения города и окрестностей в 1239 г. Батыем имя города не упоминается до XVI века.
В 70-х – 90-х годах XIV ст., когда западная часть древнерусских земель была захвачена Литовским княжеством, князь Ольгерд отдал Киевщину и Переяславщину в удельное владение сыну Владимиру, который в 1362-1395 годах имел свой престол в Киеве[6]. Тогда же на этих землях начинается строительство крепостей, которые  стали опорными пунктами населения края, в борьбе против набегов Крымской орды.
Восстановленная Переяславская крепость состояла из двух частей. Весь город опоясывал высокий земляной вал, который сохранился со времен древнерусского Переяслава. Его же использовали при строительстве новых укреплений.
В районе бывшего детинца была вторая, более укрепленная часть крепости – цитадель /“замок”/, также обведенная земляным валом[7]. Здесь имелась и деревянная стена, а на линии ограды стояли высокие башни. Проезжие ворота крепости находились с северной стороны крепостной ограды. Здесь проходил глубокий ров, а через него перекинут подъемный мост, который соединял так называемое “Верхнее место”, где была цитадель, с “Нижним”[8]. В цитадели находился арсенал с запасами вооружения и военного снаряжения, стояли дома начальника замковой стражи, городника[9], мостника[10] и других должностных лиц администрации крепости[11].
После Люблинской унии земли Переяславщины захватила польская шляхта. Король Стефан Баторий подарил Переяслав киевскому воеводе, одному из главных украинских магнатов, князю В. Острожскому, который в конце XVI ст. укрепляет крепость новой деревянной стеной. На западной ограде установили 16 мощных пушек[12]. Здесь было так называемое замковое правление во главе с польским комендантом.
В 1628 г. малороссийские и запорожские казаки, избрав гетманом казака Тараса Трясилу, разбили в окрестностях Переяслава польское войско. Город осадил польский коронный гетман Конецпольский. Тарас Трясило, собрав до 30 000 казаков, поспешил на выручку города и укрепился в лагере между Трубежем и Алтою. Почти ежедневные нападения поляков были отбиваемы артиллерией Трясило. Когда настал польский праздник панске-цяло, поляки веселились. Не приняв мер предосторожности, они не заметили, как казаки подползли ночью к их стану и на рассвете с двух сторон ударили на неприятеля. Одних польских дворян погибло до 300 человек. 
В мае 1648 года восставшее украинское население при поддержке военного отряда, посланного сюда Богданом Хмельницким, разгромило польский гарнизон крепости. Летом того же года Переяслав становится центром одноименного казацкого полка. Город был в 6000 дворов, а полк состоял из 18 сотен.
В ходе освободительной войны Переяславская крепость принимает значение главной артиллерийской базы и одного из основных пунктов обеспечения украинского войска вооружением, боеприпасами и продовольствием. В крепости находились специальные рабочие и ремонтные оружейные мастерские. Исторические акты того времени сообщают, что сюда свозились пушки и артиллерийское снаряжение повстанцев[13].
Из челобитной переяславцев, того периода, на имя Московского царя видно, что город имел “пригородок с посадами”[14].
Согласно с указом Б. Хмельницкого крепость в этот период времени значительно усиливается. Вокруг защитной ограды с башнями, на изломах, были сооружены дополнительные укрепления[15].  
Уже в конце 1648 года – в начале 1649 года Переяслав становится одной из главных резиденций Богдана Хмельницкого, где принимались решения по важным политическим и военным вопросам. В январе 1654 года на территории цитадели произошла знаменитая Переяславская Рада, которая решила вопрос о воссоединении Украины с Россией.
Про укрепления Переяславской крепости оставил заметку путешественник Павел Алеппский, который в 1655 году побывал в Переяславе: “Прибыли в большой город, который соперничает с Киевом своим великолепием и известен во всех этих странах как столица…Имя его Переяслав. Он окружён бесчисленными земляными насыпями и имеет трое ворот в укрепленных стенах: одни выходят на сушу, а двое других на супротив мостов, перекинутых через большое озеро, которое окружает город, имея своим источником реку, в него впадающую. Озеро заключено в искусственные берега, которые образуют плотины для мельниц и укрепления для пушек…”[16]
В 1661-1662 году Переяславская крепость успешно выдержала осаду польско-татарских войск. На помощь гарнизону крепости скоро подошли российские войска, и враг был разбит[17].
В 1663 году крепость снова выстояла против нападения польско-шляхетских войск[18].
В 1665 году сюда прибыл отряд российских войск количеством в 1500 человек для защиты Переяслава от врага, а в следующем году гарнизон и население города-крепости провели значительные ремонтные работы оборонных сооружений. Был обновлен ров в районе цитадели, сооружён подземный тайник, который выходил за пределы крепости к реке Трубеж, построены артиллерийский и пороховой склады[19].
18 июля 1666 года началось казацкое восстание в Переяславском полку. Повстанцы взяли штурмом Спасские ворота, которые вели в “Верхнее место” и ворвались в главную часть крепости. Силы были не равны. Совместными усилиями казацкой старшины и царских войск повстанцы были разбиты, мятеж потерпел поражение[20].
В конце XVII крепостные сооружения Переяслава находились в некоторых местах в неисправном состоянии и требовали ремонта[21].
В 1692 году в Переяславскую крепость прибыло подразделение российских “ратных людей” с артиллерией и боеприпасами. Его возглавлял полковник И. Дуров. С помощью гарнизона укрепления в 90-х годах XVII ст. были отремонтированы. Сооружены новые стены, увеличены размеры земляного вала, углублен ров[22].
В первый год Северной войны  (1700-1721 гг.) гарнизон крепости имел запас пороха – 672 пуда[23]. Когда возникла угроза вторжения армии Карла XII на Левобережную Украину, в Переяслав прибыл Петр I. Придавая важное значение этой крепости, как одному из важных пунктов отпора шведской интервенции, он приказал усилить её обороноспособность. Здесь соорудили 3 новых бастиона, которые имели в то время название Петровских[24].
В начале 1709 года из Киева в Переяславскую крепость были направлены дополнительные силы. Про это киевский губернатор Д.М. Голицын в письме к канцлеру Г.И. Головкину 25 января 1709 года докладывал: “…послал в Преясловль комендантом полковник Михайла Сухорев да киевской жилой салдацкой полк, а в Переясловле жилых ратных людей 224 человека…Да…ис Киева послано 153 человека…; артиллерии 21 пушка, да ис Киева ныне послано 2 пушки с картузы и с картечи, да мартир, пороху пушечного и фузейного 440 пуд…”[25]
Во время Северной войны Переяславский казацкий полк принимал активное участие в боях против шведских войск[26].
После разгрома армии Карла XII в 1709 году в Переяславской крепости значительно усилили цитадель. Земляной вал, который её окружал, приобрел форму замкнутого семиугольника. На его изломах соорудили небольшие бастионы и люнеты. В системе фортификационных сооружений остались и башни. Инженерные работы в крепости производили пленные шведы[27].
Согласно с ведомостями Киевского губернского управления за 1718 год, Переяславская крепость на тот период состояла, как и раньше из двух частей: “Верхнего города” с цитаделью и “Нижнего”. Длинна защитной ограды “Верхнего города” в которую входили земляные валы, палисад и рвы, равнялась 1529,28 метров. Высота валов на разных участках – 6,48 и 8,64 м, глубина рвов – 8,64 и 9,72 м[28]. Между речками Трубежем и Альтою, которые протекали вблизи крепостных стен, с противоположных сторон крепости, проходил ров длиною 704,16 м. Его ширина местами равнялась 32,4, 34,56 и 36,72 м, а глубина – 8,64 м. Источник называет 8 оборудованных брустверами бастионов в такой последовательности: Спасский, Брянский, Дубовский, Голодубовский, Михайловский, Селивановский, Цыганский, Розспросный. Бастионы были небольших размеров, а куртины между ними достигали значительной длинны[29]. Спасский бастион находился в «Нижнем городе», Михайловский – “к реке Трубежу” в “Верхнем городе”, Дубовский выходил к реке Альте. Про местонахождение других бастионов источник не говорит. Не упоминается и про наличие в это время люнетов. Общая длина крепостной ограды вокруг бастиона составляла 410,4 метров.
“Верхний город” отделялся от “Нижнего” рвом, имел двое проезжих ворот: Печерские, которые соединяли между собой обе части крепости, Михайловские – “к реке Трубежу”, расположенные рядом с одноименным бастионом. Напротив Печерских ворот через ров был перекинут подъемный мост “на цепях железных”, который выходил на равелин. Последний был окружён уже другим рвом. Здесь также действовал подъемный мост подобной конструкции /“на цепях”/. В другой части крепости были одни ворота – Пречистенские. Как видим, в разные периоды истории этой крепости её ворота имели разные названия.
Источник приводит ещё и такие данные о размерах укреплений, как “длинна фортеции от Спасского больварку /бастиона – С.И./ до Михайловских ворот 189 саж. с аршином /408,96 м – С.И./; поперек фортеции от Пречистенских ворот 113 саж. с аршином” /244,8 м – С.И./[30].
Гарнизон Переяславской крепости, на время подачи ведомостей Киевским губернским управлением, состоял из 122 человек, назначенных из Киева. В составе гарнизона 3 офицера, 105 солдат, 14 рейтар.
Артиллерийский парк крепости включал 40 пушек. Из них: две шестифунтовые, две четырехфунтовые, одна трехфунтовая, три 2,5 –фунтовые, тринадцать двухфунтовых. Две чугунные шестифунтовые. Медные и чугунные пушки имели “волоковые станки”. Одна мортира медная одно-пудовая и такая же чугунная. Пищалей затынных – 15, которые требовали ремонта.
Боезапас состоял из “артиллерийских ядер разного веса /6; 4; 3; 2; 1,5; 1 фунта/ - 9864; картечи /6; 3; 2 фунта/ - 378; бомб мортирных одно-пудовых – 147; картузов зарядных /6; 4; 3 фунта и другого веса/ - 413. Пороха пушечного – 387 пудов 15 фунтов. Фитиля – 594 пуда 20 фунтов. Свинца – 300 пудов 10 фунтов. Ручных гранат /7; 6; 4; 2 фунта/ - 3436. Пуль свинцовых – 1300 пудов”[31].
В 1724 году был составлен штат крепостей. Из 56-ти укрепленных городов юга России значение крепостей было сохранено только за пятью: Киевом, Переяславом, Полтавою, Черниговом и Брянском[32]. Это свидетельствует о том, что Переяславской крепости и в этот период придавалось большое значение.
До 1727 года крепость имела регулярный войсковой гарнизон[33].
На плане Переяслава первой половины XIX ст.[34] можно увидеть изображение последних крепостных укреплений, которые ещё существовали на территории города. На защитной линии цитадели, которая сохранила форму семиугольника, находилось 10 бастионов, из них 7 угловых. С северо-западной напольной стороны внешней ограды находилось 5 бастионов. Крайние из них на этой линии выходили к рекам Трубежу и Альте. Въезд в цитадель показан на плане с северо-западной стороны. На внешней ограде с северо-западной стороны находились крепостные ворота, которые выходили к мосту через Альту и соединяли заречную часть города с крепостью. От этих ворот до северного отрезка ограды проходила Довгомостянская улица, заканчивающаяся возле другого моста, перекинутого через заполненный водой ров. Соединяясь с Трубежем, он создавал второе искусственное русло, подводя здесь воды реки беспрепятственно к защитной ограде. За мостом начиналась насыпь длиной около 200 м, которая подходила к Трубежу. Через эту реку шёл мост большой длины /отсюда, очевидно, и название улицы/.
В этой части крепости были ещё улицы Преображенская, Головнотрактовая, Набережная, Бурсацкая, Монастырская, Базарная и другие.
На плане показаны и улицы цитадели: Крепостная, Михайловская и Успенская, которые проходили параллельно в направлении  с юга на северо-запад, и площадь где произошла историческая Переяславская Рада. В одном из бастионов цитадели, который выходил в южном направлении к Трубежу, существовал потайной выход за пределы крепости.
В той части города, что находилась на юго-западе от крепости за рекой Альтою, были улицы Киевская, Малая Киевская, Золотоношская, Зобаринская.
“Описание городов Полтавской губернии и их окрестностей 1810 года”, которое имеет ведомости и за Переяслав, свидетельствует про увеличение площади города в сравнении с прошедшими годами, которая в начале XIX ст. составляла уже 750 десятин /819,375 га – С.И./, а окружность городской линии 10926,5 м[35].
Названия трёх существующих на время составления плана предместий свидетельствует про их местонахождение. Так, Задовгомостянское находилось с восточной стороны, за мостом через Трубеж, Заильтицкое – с юго-западной, за рекой Альтою /Ильтицей/, Закиевобрамское – очевидно, за Киевскою брамою /воротами/. Где находились ворота под таким названием в крепости начала XIX ст. научные источники не сообщают. Учитывая названия улиц /Киевская, Малая Киевская/ в той части города, которая была расположена за рекой Альтой на юго-западе от крепости, можно допустить их нахождение именно в этом районе Переяслава.

 Град Переяслав
 Рисунок из работы "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИКО – АРХИТЕКТУРНОГО наследия в городах УКРАИНСКОЙ ССР"

Иванюк С.А., 2011 ©


[1] А.В. Стороженко. Очерки Преяславской старины. К., 1900, стр.1-17.
[2] Повесть временных лет. т. 1. М. – Л., 1950, стр.283-284.
[3] И.А. Грабовский, И.Н. Днестров. Переяслав – Хмельницкий. Архитектурно – исторический очерк. К., 1954, стр.13.
[4] В.Г. Ласкоронский. История Переяславской земли с древнейших времен до половины XIII столетия. Изд. 2, К., 1903, стр.129.
[5] В.Й. Довженок. Будова мiских укрiплень в Киiвськiй Русi. – Вестник АН УССР 7 /135/, К., 1947, стр.57.
[6] М.И. Сикорский, Д.Т. Швидкий. На земле Переяславской. К., 1971, стр.42-43.
[7] А. Пясецкий, стр.642.
[8] М.И. Сикорский, Д.Т. Швидкий. На земле Переяславской. К., 1971, стр.43.
[9] Городник - административная должность крепости, которая ведала строительством укреплений и следила за ними.
[10] Мостник – административная должность, которая следила за крепостными мостами.
[11] М.И. Сикорский, Д.Т. Швидкий. На земле Переяславской. К., 1971, стр.44-45.
[12] М.И. Сикорский, Д.Т. Швидкий. На земле Переяславской. К., 1971, стр.44-45.
[13] Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т 10. Спб., 1887, стр.520.
[14] Г. Карпов. Малороссийские города в эпоху соединения Малороссии с Великою Россиею. Спб., 1874, стр.23.
[15] М.П. Цапенко. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков, стр.52.
[16] Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию во второй половине XVII в., книга 12, М., 1896, стр.190-191.
[17] Летопись самовидца, стр.84-85.
[18] Там же, стр.93.
[19] М.И. Сикорский, Д.Т. Швидкий. На земле Переяславской. К., 1971, стр.72-73.
[20] Летопись самовидца, стр.100.
[21] Книги Малороссийского приказа, №83, л.650.
[22] Книги Малороссийского приказа, №64, ал.284-285; №65, л.104, 104 об., 124 об., 1139.
[23] РГАДА, Приказные дела старых лет, 1700 г., №222, л.12,19,20,22,27.
[24] М.И. Сикорский, Д.Т. Швидкий. На земле Переяславской. К., 1971, стр.79.
[25] ЦГАДА, Письма разных лиц, на русском 1709, №6, арк. 20-21.
[26] История Украинской ССР, т.1, К., 1953, стр.322-323.
[27] Ф.Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, стр.482-483.
[28] А.З. Мышлаевский  Крепости и гарнизоны Южной России в 1718 году, стр.20-21.
[29] Там же, стр.9.
[30] Там же, стр.20.
[31] А.З. Мышлаевский  Крепости и гарнизоны Южной России в 1718 году, стр.21.
[32] Там же, стр.22.
[33] И.А. Грабовский, И.Н. Днестров. Переяслав – Хмельницкий. Архитектурно – исторический очерк. К., 1954, стр.51.
[34] Там же, стр.12.
[35] И.Ф. Павловский. Описание городов Полтавской губернии и их окрестностей 1810 года. /Архивный материал/, стр.56.

Комментариев нет:

Отправить комментарий